ФГОС в
музыкальном
образовании ДОУ
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом
Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Какие изменения в профессиональную
деятельность музыкального руководителя внёс этот документ?
Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС дошкольного
образования это ориентация нового документа на социализацию и
индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет.
Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется
как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим
все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится
условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская
музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир
социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это
основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального
содержания программы в соответствии со Стандартом.
Основное
содержание образовательной области "Музыка", к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных
государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования [Обращаем
внимание, что приказы Минобрнауки России: от 23.11.2009 №655 "Об
утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования";
от 20.07.2011 № 2151 "Об утверждении федеральных государственных
требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования" утратили силу. Примеч. ред.], теперь представлено в образовательной
области "Художественно-эстетическое развитие" наряду с
изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку
разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс
интеграции. А по отношению к ребёнку дошкольного возраста в этом вообще мало
смысла, для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в
целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к
интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их
отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем
разойтись, но в целом назначение любого вида искусства это отражение действительности в
художественных образах, и то, как
ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от
работы каждого специалиста и воспитателя.
Итак, образовательная область "Художественно-эстетическое
развитие" предполагает:
1.
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),
мира природы становление эстетического отношения к окружающему миру;
2.
формирование элементарных представлений о видах искусства;
3.
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
4.
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
5.
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной и др.).
Задачи
музыкального воспитания в различных образовательных областях.
В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте,
раскрыты задачи музыкального
Образовательная область "Познавательное
развитие" предполагает развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях
её природы, многообразии стран и народов мира.
В образовательной области "Речевое
развитие" речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи.
Образовательная область "Физическое
развитие" подразумевает задачи развития таких физических качеств, как
координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и
мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном
детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир музыки,
задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного
отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием
опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам,
настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного
опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления
детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром
человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных
инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных
занятиях, развивают у ребёнка физические качества, моторику и двигательные
способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.
Комментариев нет:
Отправить комментарий